Был в марте день особый даже на войне

Знаете ли вы, что весной 1943 года в наших партизанских лесах мог сформироваться и действовать отдельный женский партизанский отряд?

В документах военной поры действительно есть интересная информация о подобных планах Могилевского подпольного обкома партии. В партизанских отрядах Могилевщины сражалось много женщин. На их хрупких плечах держалась работа всех медицинских служб, хозяйственной части, обеспечения питания. Но самой заветной мечтой оставался переход в разряд разведчиц, диверсанток, участниц реальных боевых операций. История сохранила свидетельство подвигов наших землячек: Маши Заяц, Александры Врублевской, Надежды Сай, Ульяны Бондарчик и многих других. Какие силы нужны были им, чтобы перевоплотиться из любящих матерей, верных жен и невест в бесстрашных подрывниц, минометчиц, разведчиц, медсестер, бойцов? Как они со своей нежностью, добротой, с душевной ранимостью смогли освоиться на войне среди бушующего огня, крови и страданий!

Уже 7 марта 1943 года в партизанских отрядах в Усакинских лесах чувствовалось предпраздничное настроение. Марк Иванович Кудин, секретарь Могилевского подпольного обкома в своем дневнике написал:

«Провели собрание женщин, посвященное 8 Марта. Торжественный ужин, праздничный вечер».

Вероятно, уже тогда возникло предложение об отдельном партизанском отряде. Но скупые строки военного дневника не раскрывают никаких деталей.

Вечером 8 марта силами мужской части партизанских отрядов был подготовлен «увеселительный вечер» с музыкой, танцами. Для женщин расстарались найти не только веселого гармониста, настоящим сюрпризом был выход скрипача, – и унесла прекрасная мелодия своих слушателей в далекое мирное время… Наверное, в этот вечер все надеялись хотя бы ненадолго забыть о войне.

К планам о женском партизанском отряде вернулись 9 апреля 1943 г. на совещании женщин-партизанок, которое открыл секретарь Могилевского подпольного обкома партии Дмитрий Мовчанский. Присутствовало 196 женщин.

Мнения делегаток разделились, и все же большинство высказались против, понимая, что такой груз ответственности при недостаточной боевой подготовке может стать губительным. Собрание завершилось обращением женщин к обкому партии с просьбой более активно привлекать их к участию в боевых действиях отрядов.

А в истории сохранилось только несколько фактов о женских партизанских отрядах.

  • Единственный на Брянщине, да, пожалуй, и в Советском Союзе, женский партизанский отряд имени Н.К. Крупской действовал в Навлинском районе при партизанской бригаде «Смерть немецким оккупантам».
  • На севере Франции с мая по сентябрь 1944 г. действовал женский советский партизанский отряд «Родина», образованный 37 беглыми узницами концлагеря. Отрядом командовали бывшие минские подпольщицы Розалия Фридзон и Надежда Лисовец.
73