«Михайлов день»

Народный праздник «Михайлов день» отмечается 21 ноября (по старому стилю – 8 ноября). Православная церковь в этот день отмечает Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Другие названия праздника: «Михаил», «Михаил Грязник», «Михайловские оттепели», «Михайловские грязи», «Дворовой». Михайлов день считался весёлым и сытным праздником, поскольку к этому дню в крестьянских хозяйствах хлеба ещё было много, а основные работы в поле уже были закончены. Во многих славянских традициях день связывался с началом зимы.

21 ноября христиане чествуют, как понятно из названия праздника, ангелов и архангелов. Праздник был установлен в 4 веке Лаодикийским собором. Выбор даты был связан с нумерологией: ноябрь — девятый месяц от начала года (которое в древности отмечалось в марте), что символизирует девять ангельских чинов. Восьмое число (по Юлианскому календарю) месяца — указание на «день осмый», в который должен произойти Собор всех сил Небесных во время Страшного суда.

Поскольку на Руси в этот день часто случалась оттепель и дороги оттаивали, день иногда называли Михайловскими грязями. Люди говорили: «Если Михайло путь порушил, не жди его до зимнего Николы (19 декабря)». Однако, не меньшей редкостью были и михайловские морозы, о которых отзывались иначе: «Михайло мосты мостит». По погоде 21 ноября судили о предстоящей зиме. Если наблюдали в этот день иней — нужно было ждать больших снегов. Если Михайлов день начинался с тумана — готовились к оттепели.

В деревнях в эти дни начинались михайловские праздники, знаменующие окончание всех летних и осенних сельских работ. Кроме того, к этому времени крестьяне получали выручку за проданные товары, а работникам выплачивались заработанные ими деньги. Хозяйки накрывали столы, готовили вкусные блюда — начинались пиры и гуляния. В этот день считалось не зазорным и побывать в гостях и самому гостей принять. Угощались на Михайлу обычно домашним пивом, пирогами из свежей муки, медом, жареным мясом. Празднования часто затягивались на целую неделю — до строгого Филипповского поста.

Кстати, несмотря на искреннее почитание и уважение архангела Михаила, среди русского народа долгое время сохранялся обычай в этот день еще и батюшку Дворового ублажать и задабривать. Иначе мог он обидеться и к своему давнему приятелю Лешему в лес податься, а его место тут же нечистый занимал, в два счета пуская хозяйское добро по ветру. Поэтому, рано утром до восхода солнца, когда еще вся деревня спала, выносили хозяйки к дверям хлева большую чашу с пивным суслом и, ставя ее у порога, приговаривали: «Суседушка Дворовой! Не ходи со двора, не губи скотину! Не кажи лукавому пути-дороги!»

261