«Герой-локомотив»

Военно-исторический комплекс "Старая граница" приглашает посетить экспозицию паровозов.

В период существования СССР паровозы являлись основным видом транспорта и выпускались в различных модификациях. В экспозиции комплекса представлен советский паровоз Эм № 728-58, построенный Брянским машиностроительным заводом в 1933 г.

Брянский машиностроительный завод – одно из старейших машиностроительных предприятий России. Акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода было образовано в 1873 г. В 1892 г. на предприятии построен первый паровоз.

Начиная с 1926 г. на протяжении длительного периода на паровозостроительных заводах СССР строились усовершенствованные и усиленные грузовые паровозы ЭУ, ЭМ и ЭР. Российский, а впоследствии и советский паровоз класса «Э» стал самым массовым локомотивом за всю историю паровозостроения. Первые машины этого типа вышли на рельсы еще в 1912 г. Начиная с 1938 г. в СССР происходила централизованная модернизация многих паровозов. На них устанавливалось электроосвещение, задние автосцепки, кипятильные трубы и многое другое. Серия Эм означает «модернизированный».

На железных дорогах СССР до 1957 г. было разработано, построено и эксплуатировалось до 400 типов паровозов.

Большой интерес у посетителей вызывает паровоз ТЭ-6832 № 16258 построенный заводом Lokomotivfabrik Floridsdorf в 1943 г. в Австрии (г. Вена)

Австрийский локомотивостроительный завод Lokomotivfabrik Floridsdorf (завод по производству локомотивов Флоридсдорфа) был основан в 1869 г. и стал одним из лучших среди европейских производителей локомотивов благодаря качеству и разнообразию его проектов. Немецкие военные паровозы серии ТЭ (тип 52 или BR 52) в большом количестве поступали в СССР в качестве трофеев по репарациям. ТЭ расшифровывается как «Трофейный, идентичный по характеристикам паровозу серии «Э».

Паровоз тип 52 или BR 52 (советское обозначение ТЭ) был разработан в первой половине 1942 г. Основной задачей конструкторов было создание максимально дешевого и технологичного, и в то же время надежного и простого в обслуживании локомотива. Расчётный срок эксплуатации локомотива должен был составлять около 5 лет.

В середине апреля 1945 г., после взятия советскими войсками Вены, значительная часть завода была демонтирована и транспортирована в Советский Союз. В общей сложности за время войны в распоряжение СССР поступило около 2200 таких паровозов, из которых в полностью исправном техническом состоянии находилось около 2000 машин.

На железных дорогах западной части СССР паровозы ТЭ активно эксплуатировались вплоть до середины 1970-х годов, после чего большая часть была передана промышленным предприятиям. Во время эксплуатации в СССР паровозы серии ТЭ вызывали у советских железнодорожников весьма положительные отзывы. В обиходе паровозы серии ТЭ называли «Тэшками» или «Фрау».

В XXI в. во многих странах сохраняются паровозы-памятники и они пользуются популярностью. Ретропоезда с паровой тягой сейчас очень востребованы. Часть паровозного парка находится в запасе, при необходимости работоспособность паровозов может быть восстановлена.

Сотрудниками комплекса так же проводится музейный урок "Железная дорога Беларуси в межвоенный период"

588